История кафедры

Процесс формирования кафедры Вагоны

Особую роль в жизни «Электромеханического» факультета Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта занимает кафедра «Вагоны». В настоящее время существующая кафедра «Вагоны» образовалась в 2011 году после объединения двух кафедр – «Основы конструирования машин» и «Вагоны».

Кафедра «Вагоны» до объединения с кафедрой «Основы конструирования машин» получила свое название в 1991 году в результате переименования кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство».

Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» создана 1 сентября 1961 года под руководством кандидата технических наук, доцента Фарафонова Евгения Степановича.

С 1995-1997 гг. кафедрой «Вагоны» заведовал кандидат технических наук, доцент Гасанов Олег Ширванович. Им была успешно защищена диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата технических наук на тему «Нагруженность опорных узлов вагонов на тележках без надрессорных балок» на заседании специализированного совета МИИТа в 1990 году.

С 2003-2011 гг. кафедрой заведовал кандидат технических наук, доцент Миноваров Рифкат Махмудович.

Миноваров Р.М. автор более 60 опубликованных работ, из них 34-научных, 10-учебных пособий, 16-методических указаний, 3-конспекта лекций. За весь период работы им выполнено свыше 25 хоз. договорных работ в области исследований надежности вагонов, эксплуатации и ремонта вагонов. Он участвовал в разработке 40 наименований нестандартного оборудования для ремонта вагонов и внедренных на Ташкентском вагоноремонтном заводе (ОАО «ТашВСРЗ») совместно с японской фирмой «Hitachi Plant» и НПО «Технолог».

 Кафедра «Основы конструирования машин» свое название получила в 1989 году после объединения двух кафедр – «Детали машин» и «Технология металлов».

Кафедра «Детали машин» была организована в 1931 году. Первым ее заведующим был А.М. Щеголев, удостоенный почетного звания «Заслуженный мастер-инженер УзССР»; дважды награждался значком «Почетный железнодорожник».

С 1965 г. заведующим кафедрой «Детали машин» становится доц. Мошков А.Д., известный своими научными исследованиями в области порошковой металлургии. Он был основателем этого направления в Узбекистане. В 1967 г. А.Д. Мошков успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Им опубликовано свыше 160 научных работ, среди них 4 монографии, под его руководством защищено 21 кандидатских диссертаций, подготовлено 5 докторов наук.

В 1977 году заведующим кафедрой избирается доцент Туранов Х.Т., защитивший в 1986 г. докторскую диссертацию.

С 1986 г. заведующим кафедрой «Детали машин» становится доц. Гладков Б.Т.

Среди преподавателей кафедры, много сделавших для ее развития, - ст. преп. В.И. Будай; доценты: П.Т. Шлыков, Г.П. Суханов, В.X. Быков, Б.Т. Гладков, Э.Б. Даусеитов А.А. Лим, С.В. Хачатурян; ассистенты: Г.М. Коновалова, Т.А. Артамонова, А.С. Рачков.

Кафедра «Технология металлов» была образована в 1932 г. и называлась «Ремонтные заводы и технология металлов». Кафедра состояла из трех человек, ее первым заведующим был к.т.н., проф. М.М. Михайлов. С 1936 г. кафедра стала называться «Технология металлов».

В 1939 г. заведующим кафедрой стал к.т.н., доц. А.Ф. Троицкий, на кафедре начали работать П.Н. Новичков и Л.А. Хайт.

С 1942 г. заведовать кафедрой стал доц. П. Н. Новичков.

С 1949 г. кафедру возглавил преподаватель А.П. Сущенко. При нем была создана сварочная лаборатория.

С 1953 г. кафедру вновь возглавил А.Ф. Троицкий. В 1953 г. он защитил докторскую диссертацию и одновременно был деканом механического факультета. Число преподавателей кафедры увеличилось до 9, а число лаборантов до 5. В это время на кафедру пришли ст. преп. Б.В. Волков, асс. К.П. Романова, асс. Н.П. Васильев, асс. Л.А. Шевяков, асс. Т.П. Родон.

На кафедре появляются первые аспиранты: Н.В. Авдеев, В.Я. Буланов, В.В. Меликов, Н.А. Сергеев, которые успешно защищают кандидатские диссертации.

В 1959 г. заведующим кафедрой становится доц. А.П. Сущенко. Им создаются первые промышленные образцы установок, внедренных на заводах страны: наплавка цилиндрических деталей в среде углекислого газа внедрена в ряде трамвайных депо г. Ташкента; установка для автоматической сварки связей котлов паровозов; линия по наплавке плужных лемехов.

Сущенко А.П. сыграл важную роль в становлении кафедры и создании одного из ее современных научных направлений. В 1960 году им и Меликовым В.В. создана установка и запатентовано устройство для одновременной подачи любого количества сварочных проволок. При кафедре создается единственное в мировой практике научное направление – автоматическая многоэлектродная наплавка, которое активно поддерживается Институтом Электросварки имени Е.О. Патона.

Доцентом А.П. Сущенко было получено 12 авторских свидетельств в области технологии и оборудования сварочного производства.

На кафедру приходит молодежь: Шейнман Е.Л., Бродянский М.О., Чалабаев Х.У., Симонова Л.П., Заиров К., Абдурахманов А. Лаборатория создает уникальную установку для автоматической непрерывной многоэлектродной наплавки бил углеразмольных мельниц, которая внедряется на Урале на Нижнетуринской ГРЭС. Эта работа получает на ВДНХ СССР малую золотую медаль.

Впервые в международной практике для получения высоколегированных сплавов используются отходы производства УзКТЖМ – вольфрамовые кени. В этой работе активное участие принимает ассистент Колесников Н.А.

В 1965 году заведующим кафедрой становится Н.П. Васильев. Им разработан метод непрерывной наплавки резцов быстрорежущей сталью из отходов производства, написано большое количество методических разработок по курсу «Учебные мастерские», «Металловедение» и «Сварка».Меликов Владимир Вадимович

В 1967-1980 гг. заведующий кафедрой к.т.н., доцент В.В. Меликов, который руководит одновременно и научно-исследовательской лабораторией наплавки. В этой лаборатории работает 30 человек. Это – доценты: Васильев Н.П., Сущенко А.П., Меликов.В.В.; инженеры: Шапарь И.В., Ананич В.Н., Михалев С.А., Большаков С.К., Балина З.М., Трубецкая Т.Ю., Черпуха А.И., Герасимов В.Н.; лаборанты: Дубова Е.В., Дияжев Г.Г., Гребенщикова Л.И., Слесаревская С.Д., Шведов К.В., Павленко П.А., Загоруйко Л.П., Кадряев В.М., Захарова Е.В., Перевозникова В.П., Ишигов К.Х., Мещерянов В.Н., Николаева Н.В., Пашкин В.М., Шарумов В.Г., Божедомова И.Е., Кашенцев В.В., Лысенко А.Е.

На ежегодных смотрах-соревнованиях института кафедра и лаборатория постоянно занимает призовые места.

В эти годы при кафедре появляется еще одно подразделение – лаборатория сварки взрывом, работающая совместно с Сибирским Отделением Академии Наук СССР. Разрабатывается тема по сварке проводов при монтаже высоковольтных линий электропередач в труднодоступных горных районах, которая нашла широкое применение во всех организациях, занимающихся таким монтажом.

Вибро-дуговая наплавка под флюсом внедрена ст. преп. кафедры Б.В. Волковым практически на всех локомотивных заводах страны.

Вновь увеличивается число сотрудников кафедры за счет лиц, выполняющих хоздоговорную тематику. Приходят С.М. Михайлов, Е.Е. Ашкинази, А.В. Якимов, которые в дальнейшем защищают кандидатские диссертации.

Внедряются разработки лаборатории автоматической наплавки по всей территории страны:

  • восстановление крестовин стрелочных переводов в РСП станций: Ташкент, Купавка (Белоруссия), Тихорецкая, Можайск, Саратов (Россия), Ак – булак (Казахстан);
  • наплавка клиньев гасителей колебаний горизонтальным электрошлаковым способом в вагонных депо Самарканд, и Хаваст;
  • наплавка прокатных валков и полет агломерацинных мельниц на Карагандинском металлургическом и Ново – липецкий металлургических комбинатах;
  • наплавка зубьев ковшей экскаваторов на угольном разрезе «Ангренский», на рудниках «Кара-Тау» и «Михайловский»;
  • наплавка бил роторных дробилок на строительстве Нурекской ГЭС.

В 1993 году доц. Меликов В.В. успешно защищает докторскую диссертацию и продолжает руководить наплавочной лабораторией. Профессором Меликовым В.В. издано более 200 статей, в том числе, 3 монографии, 25 авторских свидетельств, подготовлено 4 кандидата технических наук.
Лаборатория наплавки с честью выдержала испытания в трудные годы становления Независимости Узбекистана, продолжая научные исследования по многоэлектродной наплавке. За 56 лет существования лаборатории создано более 20 разработок внедренных в производство. В настоящее время лаборатория по заданию ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» решает наиболее актуальные технологические задачи:

  • восстановления цельнокатаных вагонных колес по кругу катания;
  • восстановления тыльной стороны поглощающего аппарата автосцепки;
  • наплавка шеек коленчатых валов крупных дизелей.

Федоров Василий Васильевич

С 1980-1983 гг. заведующим кафедрой был д.т.н. проф. Федоров В.В. Известность в научном мире получила предложенная им принципиально новая теория прочности – термодинамическая, отличающаяся от существующих своей универсальностью. На базе этой теории профессору Федорову В.В. с учениками удалось, решить задачи оценки усталостной прочности, прочности при ползучести, поверхностной прочности при трении и изнашивании, при резании металлов, а также разработать методику оценки остаточной долговечности деталей машин.

Расширяется исследовательская база кафедры, создается новая лаборатория прочности металлов. На кафедре появляются аспиранты Коршунов В.Я., Байлов В.Г., Щипачев А.М., успешно защитившие кандидатские диссертации, и соискатели Коновалова Г.М., Рачков А.С.

Им подготовлено около 10 кандидатов наук, написано свыше 100 научных, в том числе 2 монографии, 2 авторских свидетельства.

Хачатурьян Станислав Валентинович

В 1983 году заведующим кафедрой избирается по конкурсу доц. Хачатурьян С.В. Он занимается плазменным напылением изношенных деталей и прогнозированием износостойкости сталей по их механическим характеристикам. На кафедру в этой период приходят ассистент Каймаков Ю.П., ассистент Мильштейн Л.А., по хоздоговорной тематике Домбровский В.В., Черемных Н.Н., Мещереков В. Н., Поксаенко Е.Л.

В 1989 году после объединения кафедр «Детали машин» и «Технология металлов» заведующим кафедрой «Основы конструирования машин» стал к.т.н., доцент Гладков Б.Т.

С 1990 по 1997 годы должности заведующего кафедрой «Основы конструирования машин» снова занимал д.т.н., профессор Туранов Х.Т. Область его научных исследований – теоретическая и экспериментальная механика машин различных технологических назначений. Им опубликовано свыше 100 научных статей, в том числе 2 монографии, 14 авторских свидетельств, подготовлено 3 доктора и 8 кандидатов технических наук.

С 1998-2008 гг. кафедрой «Основы конструирования машин» руководил д.т.н., профессор, академик АНРУз Глущенко Алексей Данилович, известный крупный ученый по механике машин не только в республике, но и за его пределами, который основал на кафедре научное направление-динамика и прочность машин.

Академиком А.Д. Глущенко выполнены научные исследования в области транспортного машиностроения, которые включили:

  • разработка теории колебаний и методов расчета на динамическую прочность валов и деталей магнитных систем тяговых электродвигателей тепловозов, внедренные в научно-исследовательском институте «Электротяжмаш» (г. Харьков);
  • разработки вопросов теории, методов и средств безразборного диагностирования колесно-моторных блоков и приводов вспомогательного оборудования тепловозов, внедренных в локомотивных депо железнодорожного транспорта;
  • проведены и внедрены научные исследования по повышению надежности экипажной части локомотивов по договору 2000-2005 гг. с Всероссийским научно-исследовательским институтом тепловозов и путевых машин (г. Коломна, Россия);
  • проведены научные исследования по продлению сроков полезного исследования электровозов и грузовых вагонов, эксплуатируемых в ГАЖК «Узбекистон темир йуллари». Обоснованы и внедрены усиленные конструкции тележек и кузовов электровозов ВЛ-60К при заводском ремонте и продлен срок их использования на 8 лет;
  • осуществляем научное руководство темой «Модернизация электрических тяговых двигателей локомотивов с целью продления срока полезной эксплуатации при капитальном ремонте по контракту (гранту) NА-12-06в с Центром по Науке и Технологиям при Координационном Совете по научно-техническому развитию Кабинета Министров РУз.

Академиком Глущенко А.Д. выполнены научные исследования в области сельскохозяйственного машиностроения РУз:

  • разработана теория колебаний и динамического расчета машин хлопкового комплекса и их влияние на агротехнические показатели с одновременным обоснованием технических решений, улучшающих показатели качества машин;
  • разработаны и внедрены уборочные аппараты многократной отработки растений хлопчатника, обеспечивающие повышение полноты сбора и увеличение производства хлопкового волокна, которые в последние годы экспортируют в Турцию.

А.Д. Глущенко внес существенный вклад в дело подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации не только для Республики Узбекистан, но и для стран СНГ. Он автор более 750 научных работ, в том числе 10 монографий, 520 авторских свидетельств и патентов РУз, 2 учебных пособий. Под его научным руководством защитили кандидатские диссертации 40 аспирантов и соискателей, среди его учеников 6 докторов наук.

Глущенко Алексей Данилович

В тесном содружестве с академиком Глущенко А.Д. работает д.т.н., профессор Файзибаев Ш.С., в 2005 году защитивший докторскую диссертацию, Он автор более 98 научных статей, в том числе 1 монографии, 4 патентов, 2 учебников и 2 учебных пособий.
На основании разработанных Файзибаевым Ш.С. методик утверждена «Инструкция по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм» № НТ – 36 от 12.02.2001 г. в условиях эксплуатации ГАЖК «УТЙ», рекомендован новый профиль бандажа колесной пары, увеличивающий срок его эксплуатации в 1,4-2,0 раза.

С 2008 года кафедрой руководит доктор технических наук, профессор Хачатурьян С.В. По результатам его научных исследований в области трения и изнашивания в машинах разработана инструкция «Методика оценки эксплуатационной стойкости термоупрочненных рельсов», изданная Государственной инспекцией РУз по надзору за безопасностью железнодорожных перевозов «Узгосжелдорнадзор», которая используется для экспертной оценки эксплуатационной стойкости рельсов для приобретения в условиях тендера.

С.В. Хачатурьян автор более 70 научных статей, в том числе 3 патентов и авторских свидетельств, 3 учебных пособий.

В настоящее время им ведутся научные исследования по повышению износостойкости бандажей колесных пар локомотивов.

Под руководством профессора Хачатурьяна С.В. в рамках государственной научно-технической программы ГНТП-16 ведутся научные исследования по разработке технологии получения высоко и - жаропрочных алюминиевых сплавов из лома и отходов цветных металлов.

В 2005-2010 гг. членами кафедры защищены 2 докторские (Файзибаев Ш.С., Хачатурьян С.В.) и 3 кандидатские диссертации (Набиев Э.С., Джаникулов А.Т., Авдеева А.Н.).
Со дня основания ТашИИТа членами кафедры защищено 8 докторских диссертаций: Троицкий А.Ф. (1953 г.), Мошков А.Д. (1965 г.), Глущенко А.Д. (1971 г.), Федоров В.В. (1980 г.), Туранов Х.Т. (1984 г.), Меликов В.В. (1993 г.), Файзибаев Ш.С. (2005 г.), Хачатурьян С.В. (2008 г.) и более 30 кандидатских диссертаций.

После образования кафедры «Вагоны» 2011 году его возглавил кандидат технических наук Рахимов Рустам Вячеславович, защитивший в 2010 году кандидатскую диссертацию в ПГУПСе.

В 2011 году отмечается и торжественно проводится 80-летний юбилей института, в мероприятиях посвященных юбилею активно участвуют сотрудники и магистранты кафедры.

Лабораторная база кафедры обновляется современными материально-техническими оборудованиями, стендами и приспособлениями. Для научно-исследовательской лаборатории наплавки приобретены современные сварочно-наплавочные оборудования.

На кафедре с 2012 г. начали работать молодые ассистенты Абдуллаев Б.А., Гаипов А.А., Галимова Ф.И. и Нигматова Д.Ш. Число преподавателей кафедры увеличилось до 20, а число лаборантов до 7.

Для добавления отзыва Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Дополнительная информация

Государственные символы Узбекистана